5. Роль правил и как опознать представителей “Поколения шатких ног”

В прошлый раз мы говорили об обученной беспомощности и о том, что в нежизнеспособных наши дети превращаются не сами по себе. Это делают с ними ошибочные родительские и воспитательные программы и установки. Ограждать детей от трудностей, предварять каждое их желание, уступать каждому их требованию, избавлять их от  даже навыков ожидания, не то что от необходимости длительно терпеть, считать основанием для подрыва домашнего бюджета тот факт, что “у всех это есть”, а у него “бедного” нет, в конце-концов  – бояться своих детей или давления общества, зацикленного на детских правах, все это не просто оказывает детям медвежью услугу, а, более того, резко сокращает их возможности адаптации к новым условиям и новым людям (с чем они в жизни встретятся многократно и неизбежно), сокращает их способность занимать себя и, как следствие, ограничивает их кругозор, а самое главное – уродует и девальвирует главную ценность человека, а именно – умение общаться с другими людьми вживую, обогащаясь знаниями от них. Мы будем говорить о ценности общения, как об одной из самых главных человеческих способностей для успешности в жизни, а пока стоит отметить для себя, что облегчать жизнь детям без крайней необходимости вряд ли стоит. Впрочем, уступить давлению, безусловно, легче, как в анекдоте, который гласит, что зануда это тот, кому проще дать, чем объяснить, почему нельзя.

Предыдущая статья завершилась моим обещанием познакомить вас с научными разработками, подтверждающими мои основные выводы, которые я сделала, наблюдая за воспитанием детей в семьях с разными культурно-этическими установками, однако я снова переношу это событие на следующий раз. Через неделю я дам всего два слайда для обзора в статье, остальной материал будет касаться несомненной для меня данности, что без высоких человеческих категорий, которые мы перечисляли неделю назад, человек по-настоящему счастлив быть не может. Это будет рассказ об исследовании ученых, и это очень интересно и чрезвычайно важно, но из-за того, что этим текстом я превысила положенный объем, обещанное будет в следующий раз. А пока мы продолжим рассматривать наши слайды и поговорим о том, что на них представлено.

О порядке поговорить можно. Но Стивен Кинг! К чему он здесь? Кто-то может удивиться такому решению, но жизнь хороша своим разнообразием, а если мы хотим нащупать что-то объективное, стоит посмотреть по сторонам, чтобы заметить то, что совпадает во всех источниках, и что их между собою роднит. Стивен Кинг в данном случае говорит как раз о том, о чем только что говорили мы. Взрослые люди разводят руками, потому что у них не хватает сил сопротивляться настойчивым требованиям детей, но самое главное – они не успевают посмотреть чуть дальше, на несколько шагов вперед: что будет завтра и послезавтра, если сегодня они не скажут орущему ребенку “нет”. Это самое “нет”, способность к которому, как мы помним из предыдущих статей, некоторые родители так хотели бы воспитать в детях, они сами в себе почти полностью заглушили. “Вот вам и перегиб, и парадокс”, – пел Высоцкий, помните? Но дети в первую очередь перенимают не то, о чем им говорят, а то, что им ежедневно демонстрируют, а уж потом беседуют об этом с ними.
“Ребенок должен уметь сказать нет, чтобы на нем никто потом не ездил!” – утверждают даже самые умные из нас. Но сами мы нередко оказываемся не в силах сказать своему неуёмному чаду то самое “нет”, без которого позже он не сумеет сказать жизни Да. Ведь ценить жизнь, находить ценное в каждом дне, в покое и в испытаниях, в отдыхе и нагрузках, в успешности и даже в провале можно научиться только после того, как мы становимся способными спокойно переживать и нагрузку, и испытания, и даже провал. Стоит пренебречь своим покоем, о котором говорил Стивен Кинг, и научить детей быстрому реагированию, потрудиться над тем, чтобы сделать их способными собираться, стать пластичными, гибкими, маневренными. Мы же не выбираем “ведро с болтами” для езды, машину без гидроусилителя руля для управления, например. Мы хотим, чтобы нам было просто и комфортно нашим устройством управлять. Но человек это тоже некое “устройство”, и от изнеженности и безотказности наши дети становятся сами для себя похожи именно на трудноуправляемое “ведро с болтами”, и дальше они не могут управлять сами собой, что за жестокая участь! Уверена, что большинство разумных родителей укротили бы свою расслабленную неспособность сопротивляться желаниям детей, перестали бы оправдывать капризы и многие необоснованные желания детей, осознав, к какому будущему они готовят их. Стоит обуздать аппетит и показать детям пример выдержки, стоит не доспать, чтобы сдержать слово или выполнить намеченный план.

К счастью ли, к беде ли, но уже подросло “поколение на шатких ногах”. К счастью, потому что сейчас легко не быть голословным, такие подростки на глазах у большинства, а к беде, потому что эти дети претендуют очень на многое, но им так трудно в этом мире, который во все века выбирал из претендующих только тех, кто настойчив, упорен, чья выдержка завидна, кто умеет смотреть в будущее, ставить цели и к ним стремиться, кто научен справляться с собой. А перед нами молодые люди, для которых “я” важнее, чем “мы”, у которых получать важнее, чем отдавать. Это молодые люди, которых ничего не стоит вывести из себя, выбросить из седла. Их легко “достать”, “выбесить”, “за@@@@@@рать”, и тут я прошу не подсчитывать “собак”, чтобы догадаться, какое именно ругательство имел в виду автор. Достаточно сленговых и бранных слов могут поместиться здесь, берите и растягивайте любое, я же конкретного не имела в виду. Эти взрослые дети неустойчивы к депрессии, если их уровень обеспечения и безотказности со стороны “предков” высок, то они тем более склонны к суициду, они не умеют работать в команде, потому что их ориентировали на лидерство. Но лидерство – это не выделение среди толпы и не процветание за ее счет. Лидерство, это умение объединять людей. Только почему-то именно последний фактор упускается взрослыми в ориентации потомства на будущие достижения. Результат этого расслабления взрослых – возросшее одиночество нового поколения, разрозненность и обессмысливание жизни наших детей.

Методов, для того, чтобы научиться противостоять всему вышесказанному, немало. Они, конечно же, будут представлены на этих страницах, однако, на своих семинарах я всегда напоминаю родителям, что я не склонна давать готовые схемы, не склонна задавать поступкам систему координат. В каждой семье ценности и устои свои, мы отличаемся верой, традициями, привычками, и наши допустимости, как и наши невозможности, мы должны самостоятельно определить. Если заучить схемы, то малейшее отклонение от них будет вызывать растерянность и ввергать в недоумение: такого варианта нам не называли, как же тут поступать? Поэтому я предпочитаю расставлять “маяки”, чтобы каждый взрослый был предупрежден о мелях. И я хочу, чтобы каждый человек умел “поймать волну”, почувствовать, понять, что именно нужно давать своему ребенку, чтобы он не вырос в неустойчивое, слабое и неуправляемое существо. И тут хочется отметить, что дети, не умеющие управлять собой, более всего склонны попадать под дурное влияние. Негативные лидеры ими, в конце концов, с успехом управляют. Вот потому мы и продолжим наши рассуждения, чтобы научиться самостоятельно и бесстрашно “плавать в водах” современного общения с детьми – кровными, приемными, в данном случае все равно.

Итак, порядок. Наверняка, в “Правилах нашего дома” порядок и разговоры о нем – ожидаемая остановка. Я приготовила два слайда, представляющие порядок, и хочу сказать несколько слов о них.

Эта кухня, кажется, стерильна, таких и не бывает. Многие хозяйки пожмут плечами, тут излишество, скажут они, такая нерабочая чистота никому не нужна, в этом доме уюта нет. Пожалуй, соглашусь я, милого теплого беспорядка тут нет точно, и мне доводилось бывать в такой кухне, ее хозяйкой была стоматологическая медсестра. Надо сказать, что эта женщина никого не терроризировала своей чистотой, следила за ней сама, и ее домашние привыкли и не сопротивлялись. По моим меркам, эта кухня выглядит как нежилая, но одно преимущество такого порядка я предположить могу. Скорее всего, он постигается легко. Если открыть шкафы, в них все будет на своем месте, каждая штучка, каждый прибор, и вряд ли внутри мы увидим беспорядок и захламленность. Если в этот дом придет новый человек, ему будет несложно объяснить, где что лежит. И этого никак нельзя сказать о том, что продемонстрировано на второй картинке:

Эта комната ужаснет хозяйку предыдущей кухни, но перед нами “песня” для творческих людей. Могу предположить, что владелец библиотеки точно знает, в какую сторону протянуть руку, чтобы достать ту или иную книгу, а может быть, на какой странице та или иная цитата, рассказ или любимые стихи. Эта комната (исключительно имхо), в отличие от кухни выше, наполнена уютом, но есть и тут закавыка: как предъявить такой порядок жизни новому человеку? Как обеспечить сохранность своего жилища? Это чрезвычайно сложно, и, если представить, что сюда зашел ребенок, то от прекрасного художественного беспорядка, в котором его владельцу все о каждой страничке известно, не останется решительно ничего.

Мне доводилось встречать людей, которые жаловались на утраченный порядок в связи с появлением приемного ребенка. Мы знаем, что хаос это скрытый порядок, на первый взгляд это как раз вторая картинка, и, расспросив родителей, я много раз убеждалась, что до “нашествия” порядок был именно творческим, а не операционным. Чем более же хаотичным на вид был уклад дома, тем чаще его владельцы страдали от нарушения привычного уклада, теперь им приходилось тратить слишком много времени на поиск вещей. О чем это говорит? И дальше мы затронем тему приемных и “приходящих” детей, т.е. детей партнеров от предыдущих браков.

Не все дети злоумышленники, хоть большинство взрослых в глубине души и готовятся к обороне, впервые приглашая ребенка в свой дом. Многие из детей вполне настроены на постижение мира взрослых, особенно поначалу, когда хотят понравиться. Это желание тоже посещает не всех, нет вообще ничего такого, что всех касалось бы в равной мере, почему я и не люблю схем развития. И те дети, которые не склонны конфликтовать, легче постигнут порядок и уклад там, где меньше вещей, где у вещей есть логичные места, и где эти места не обожествляются. Помню, как буквально в первый день после того, как наша семья увеличилась сразу на трех человек, кто-то из новых детей что-то расколотил с треском. Я пришла на звук грохота и увидела наполненные ужасом глаза, кажется, это был кто-то из младших. Помню, как я села на корточки, приблизилась к этим глазам и сказала:
– Запомни. У нас в доме по вещам не плачут.
Это была команда “отомри”, весь новоиспеченный коллектив выдохнул, а дети научились со временем беречь вещи и соблюдать порядок, но, конечно же, за эту “высотку” пришлось повоевать.
Хорошо, когда у вещей есть места, но плохо, если вещи становятся важнее людей. К сожалению, нередко можно столкнуться с тем, что взрослые люди не могут описать своего порядка и своего уклада, потому что большинство действий производят автоматически, и потому что не задумывались о них. К счастью, порой достаточно несколько вопросов к взрослому человеку, чтобы автоматизмы дрогнули и потянулись к осознанности. Конечно, касается всех детей тот факт, что хорошо бы их к порядку приучить. Но если мы собираемся расширить свою семью на приемного ребенка, нам обязательно упорядочить себя, понять и произнести вслух, какие мы, отметить основные пункты “плана жизни”, чего именно мы хотим от приемных детей. Ведь на это вопрос отвечают очень по-разному, от “спасти кого-то еще” до “иметь того, кто будет продолжением меня”. И то, и другое понятно, и то, и другое оправдано, а эти, казалось бы, такие непохожие цели имеют общий знаменатель – те самые правила, которые мы на первом семинаре проясняем.

Итак, для того, чтобы устанавливать правила, нам надо самим эти правила понимать, а для того, чтобы требовать порядка, нам надо знать его “в лицо”. Каков наш порядок и почему, какие основные принципы дома, что здесь закон, а что – каприз хозяев, и как детям обходиться с капризами взрослых, сопротивляться им или их уважать. Все имеет право на жизнь, но не следует вводить в заблуждение самих себя. Будут ли приняты правила нашего дома нашими детьми, это очень во многом зависит от того, хорошо ли мы сами осознаем эти правила, и почему у нас они именно таковы. Чем больше мы спрашиваем с себя, тем скорее наши правила будут восприняты теми, кто рядом с нами.

Снять зажимы, удалить негативные блоки, привести в порядок вашу нервную систему и открыть в себе новые возможности вам поможет остеопатия, а записаться на прием к специалисту вы можете, зайдя на сайт Гайкалова Дмитрия.

И мы продолжим нашу беседу через неделю. Вы можете  своевременно получать статьи с продолжением темы, оформив подписку внизу страницы, на которую попадете по этой ссылке.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты