14. Мусоропровод самоопределения

Сейчас не слишком принято говорить о морали. Мне думается, это не потому, что потребность в ней отмерла, а потому только, что тема эта требует, даже вынуждает нас остановиться или хотя бы притормозить для анализа и раздумий. Темп нашей жизни однако сейчас таков, что замедление его может выглядеть невозможным, новые технологии будоражат наши аппетиты и настойчиво приглашают следовать за собой. И все-таки для сохранения равновесия стоит иногда делать паузы, тем более что и мозг наш устроен так, что ему необходима остановка. Нет, остановка не умственной деятельности, мы уже упоминали об этом, и ниже я дам фрагмент из лекции Андрея Курпатова, где он говорит об этой особенности нашего мозга. Требуется остановка самого носителя мыслительного аппарата, человека, потому что мозг не умеет одновременно потреблять информацию и обрабатывать ее. В этом и есть ловушка – незаметная среди заманчивых предложений цивилизации: многие из нас сейчас буквально “пасутся” на ниве интернета, постоянно поглощая что-то интересное, “добытое” в нем. Обрабатывать же полученную информацию мозг, особенно мозг подростка, не успевает. И поэтому сегодня я приглашаю своих читателей немного снизить темп, спокойно и по возможности без эмоций прочесть текст ниже, а потом отойти от компьютера хотя бы на полчаса. За это время мозг обработает полученное и выберет из него подходящее именно вам. Это и будет оптимальным вариантом, потому что во всем, что нам предлагается, мы ищем то, что соответствует нашим представлениям о жизни или тому уровню представлений, к которому мы уже созрели перейти.

Ниже отрывок из рассказа врача-психотерапевта Андрея Курпатова о том, что мозг не способен одновременно получать информацию и обрабатывать ее, поэтому после набора информации нам (а детям особенно, в прошлый раз мы говорили об этом) необходимо делать паузу, чтобы мозг мог самостоятельно эту информацию обработать. Некий молодой человек задал Андрею Курпатову вопрос, не кажется ли ему, что “сейчас люди тупеют, и чем дальше, тем хуже. Что с этим происходит?” Для тех, кто заинтересуется, я дам полновесный вариант ответа в завершении обзора.

 

А теперь о морали.

Мораль возникла, когда люди осознали, что одни поступки помогают им жить, а другие мешают. Например, если накричать на ребенка, то сразу же к мирной беседе переключиться будет трудно, если сгоряча запустить тарелкой в стену и разбить ее, то осколки придется убирать. Даже если стекло никого не поранит, все равно следствие действия налицо. Если совершить какое-то доброе дело по отношению к постороннему человеку, на душе почему-то становится светлее и легче, даже если этот человек помощи не заметил. Если улыбнуться пешеходу, который, переходя улицу, опасливо косится на твою машину, точно ли она тормозит, то вот тут – интересно – от встречной улыбки станет лучше на сердце, а “неблагодарный” пешеход, который не улыбнется в ответ, настроение водителю может подпортить. И вот, объясняем мы детям, из череды таких поступков становится ясно: похоже, что стоит улыбнуться в ответ на чью-то улыбку, поблагодарить в ответ на вежливость просто потому, что от этого становится немного светлее на земле.
Привычка замечать следствия своих поступков и анализировать факты помогает мышлению ребенка развиваться успешно, поэтому родители, которые и для себя, и для своих детей проводят такую сравнительную работу, протягивая от действия к осмыслению цепи причин и следствий, оказывают своим детям огромную помощь. Именно так и возводятся моральные своды. Это “хорошо и плохо”, это “можно и нельзя”. Для верующих людей это добродетель и греховность, для верящих в судьбу и воздаяние – поступки, приводящие к заслугам, или наказуемые действия, причем неважно, откуда придет расплата: от людей, от Бога или сработает закон бумеранга, знакомый даже атеистам. Мораль хранит от лобовых ударов этого летучего серпа. Не гарантирует сохранности лба, в этом мире вообще ничто ее не гарантирует. Мы же помним, что гарантий нет, но есть вероятности. И вот, мораль повышает вероятности сохранности человека в этом сложном мире и помогает преодолевать трудные периоды жизни тем, кто пониманием нравственных законов оснащен.

Мораль напрямую коррелирует с культурой. В какую сторону бы мы не посмотрели, мы увидим подтверждение этому: чем более явны параметры культуры, ее основные законополагающие установки, тем более четко сформулированы и моральные требования. Ребенок, воспитанный в рамках культуры и морали, не ощутит их оковами никогда. Наоборот, ему будет проще принимать решения в жизни, его будет меньше “раскачивать” от искушений, он будет менее падок на соблазны, более устойчив. Для того, чтобы мы согласились с тем, что иметь моральные установки хорошо, стоит задать всего один вопрос: вы хотели бы, чтобы ваш сын женился на культурной девушке с твердыми понятиями морали? Вы хотели бы, чтобы ваша дочь вышла замуж за культурного и морально устойчивого человека? Моим читателям сразу становится понятно, что в поисках искренних ответов лучше задать вопрос не о себе, а о том, кого ты любишь больше себя. Так легко родителям ответить “да” на этот вопрос. Встречаются, правда, возражающие: “Пусть сама/сам решает, за кого/на ком, это их выбор, это их право!” Если такой человек упорствует, мы расстаемся на время споров, потому что тут явное непонимание темы, ведь разговор идет  совсем не о правах. Никогда не давайте сбить себя с мысли, отклонить тему от курса. Так делают любители споров, не способные или не желающие извлечь пользу из того, что им предлагают. Любой человек в глубине души понимает разницу между “хорошо” и “плохо”. Помните “Повелителя мух”? Если не довелось прочесть книгу, посмотреть фильм или сюжет забыт, можно обновить память, посмотрев этот фильм вновь. Я дам ссылку на него в конце обзора, это прекрасная иллюстрация того, к чему приводят определения различных моральных качеств и того, как меняется человек, подчиняясь тем или иным законам общества или законам внутри себя. Воистину, создавая свои моральные законодательства, мы сами творим свою судьбу. И вот слайд презентации, о котором идет разговор.

Сейчас много говорится о том, что дети должны сами определяться в жизни. Я и на семинарах нередко встречаю людей, которые уверенно рассказывают о том, как было принято их решение не передавать ребенку своей культуры, не приобщать его к своей вере. “Пусть вырастет и определится сам!” – так обычно говорят родители, выбравшие не отвечать за то, кем станет их сын или дочь. Может быть, я бы не спорила с ними, если бы не видела то упорство, с которым эти родители продвигают в сознание детей программу обязательного образования, как боятся они, что их дети не сдадут экзамены, не смогут поступить в ВУЗы или вылетят оттуда, едва поступив. В этой связи интересно понаблюдать за уже упомянутыми сегодня причинами и следствиями, составить некое подобие статистики хотя бы для домашнего пользования. Если не полениться, то, возможно, наши наблюдения совпадут. А я заметила следующее: если родители передают детям свои убеждения и традиции, начиная от способов общения между людьми, отношения к старшим или к тем, кто отличается от большинства, до отношения к религии и определения личной ответственности в действиях, то около семидесяти процентов детей не требуют особенного нажима на них для продолжения образования после школы. Если способы общения в семье живые, откровенные, углубленные, если родители не просто декларируют правила, но демонстрируют детям жизнь, предъявляют ее в образах и рассказах, этот показатель повышается примерно до восьмидесяти пяти – девяноста процентов. Соответственно, чем меньше родители “вкладывают” ценностей и своих убеждений в детей, тем ниже процент добровольного следования этих детей за родительскими предложениями, когда наступает их черед. Дружба и равенство между родителями и детьми, вводимые в норму последнее время, резко снижают процент успешности взаимоотношений в подростковом возрасте. Если дети не познают в раннем детстве нерушимого авторитета родителей, то позже, когда взрослым становится так нужно, чтобы их слушали, это оказывается практически невозможным. То есть, выводы из сказанного в последнем абзаце просты: переданные традиции, верования и устои максимально повышают вероятность успешного продолжения образования детьми после школы и, главное, хороших, взаимно нужных отношений родителей и детей, когда дети взрослеют. Конечно, несмотря на то, что я всегда напоминаю: “Я не говорю о крайностях!”, надо напомнить снова: все это работает, если верования и устои, если мораль преподносятся без агрессии, фанатизма и строгих догм. Если правила демонстрируются самой жизнью родителей, и если они находят способы для образной передачи любой информации детям. Мы уже говорили и будем повторять это снова и снова: долг родителя, среди прочих, осознать свои ценности и передать их детям. Помните? – “Закодировать в сознании культурные различия!” (Брюс Гуд). Если бы человеческие детеныши рождались с генетическим знанием хотя бы об опасности, если бы они вставали на две ноги без примера прямохождения, если бы заговорили в стране молчания, если бы были способны в ранние годы обучаться на гипотетических отрицательных примерах, мы бы еще имели право самоустраняться. Но нет, как мы говорили в предыдущем обзоре, до 21 года готовность подростка мыслить сложными алгоритмами сомнительна, и только после этого возраста, возможность появляется, но жизненного опыта в это время еще практически нет! Как правило, после этого возраста и начинается активный набор жизненного опыта, который и позволяет делать выборы. Человек очень поздно созревает, это объективно, поэтому мне представляется не только легкомысленным оставлять его вне свода правил и морали, но со стороны родителей даже жестоким. Вторая причина, по которой родители могли бы устраниться и не передавать своих традиций и верований детям, это если бы мы жили в стерильном мире. Очевидно, что ни самоопределение, ни стерильность не есть наша данность, а выборы следует делать, вооружившись знаниями, как минимум, знанием физиологии. Поэтому, помня о том, что в этом мире ничто никому не гарантировано, я выбираю повышать вероятности успеха для детей, их будущим не рискуя. Мы можем рисковать собой и ходить непроверенными маршрутами жизни сколько угодно. Вот это действительно наше право – рисковать собой. Но не другими людьми, утверждая непроверенное. И не своими детьми.

Вернувшись к тексту слайда выше, важно сказать еще вот что. Детям не очевидно, что то, как думает каждый “я”, может не совпадать с тем, что думает другой человек или группа людей. Поэтому родителям необходимо буквально работать над формированием уважения к устоям общества в ребенке. Нам надо знакомить нового человека с разными традициями и учить детей, как правильно вести себя там, где принципы поведения отличаются от привычного. Для этого нам необходимо быть настроенными от себя вовне, к другим людям, к тому, что стоит за их словами, буквально – за намерениями людей. Но это уже высший пилотаж. А начинать совершенствоваться в этом надо с простого. Например, в вашем доме принято снимать обувь, входя, и дальше можно ходить босиком или в носках. И вдруг вы приходите в дом, где хозяева настоятельно простят вас надеть тапки. В моей реальности (это важный аспект, я делюсь тем, что думаю, тем, что по моим наблюдениям получается, то есть, причинами и следствиями, но не настаиваю на повторе кем-либо своих выборов кроме тех, за кого непосредственно отвечаю), так вот в моей реальности очевидно, что в этом случае стоит тапки надеть.
– Я не хочу надевать чужие тапки, это негигиенично! – могут возразить мне.
– А для хозяев этого дома негигиеничны чужие носки на их полах, – могу предположить я.
Мы пришли в чужой дом, и вежливым мне представляется сделать так, как предлагают хозяева дома, особенно если их предложения настойчивы.
– А если я не хочу, если мне неприятно?
– Есть два варианта: приносить свои тапки с собой или в этот дом не ходить, встречаться с человеком в другом месте. А чтобы не получилось, как в басне “Журавль и лисица”, лучше, если это место будет не вашим домом, где вы снова столкнетесь с различием традиций.
Таких примеров обращения внимания на других людей, настройки на то, что для них важно, на семинарах мы приводим множество. Это прекрасный способ познания мира, и подобные примеры нас буквально окружают повсюду, но мы скользим мимо, не замечаем различий сами, а если замечаем, то склоняемся делать так, как нравится нам, пренебрегая другими людьми. И уж тем более мы не обучаем этому внимательному уважению к окружающему миру наших детей. Способность к общению в это время в обществе стремительно падает, наши развитые, грамотные в цифровом мире дети заметно теряют способность взаимодействовать с окружающей реальностью, если в ней внезапно погаснет свет…

Если после сказанного читателям захочется что-нибудь изменить, начинать безусловно лучше с себя.

Что-то написано о внутренних зверях на слайде выше. В общем, человек общественное животное, этот факт нам давно известен. Мы от рождения и самой природой приспособлены к тому, чтобы жить в стае. Мы разные, и сейчас в любом обществе довольно громко звучат призывы к толерантности. В то же время тенденция не образовывать детей в плане культуры и традиций, но добиваться их образования  для дальнейшей деятельности по самообеспечению (как ты собираешься жить?!), концентрация на “я” приводит к неспособности человека, которого так воспитали, понимать себя и других. Посмотрите, что происходит, разве это не противоречие, что, уничтожая границы государств,  множество разнонациональных “я” все больше закукливаются в коконы обособленности от других людей? Способность понимать себя, социальная зрелость и свобода невозможны, если не протягивать связи между подобными себе, даже если их традиции иные. К сожалению, я вижу, как беспомощны и несчастны часто оказываются адепты современных веяний по самоопределению детей. Их дети находятся в реальной опасности перед миром, который им родители не предъявили, от которого оберегали, делая упор на некоем “праве” определять себя и важности “я”. Но человек – это по-любому существо внутри свода правил, будь то правила монастыря или публичного дома. Это все равно то, что он сам установил для себя, как норму и допустимость. Разница в таких установках в том, что воспитывающие родители осознанно формируют паттерны мозга своих детей, а уклоняющиеся родители позволяют детям становиться приемниками и хранителями случайно нападавших в их головы концепций – из интернета, с улицы, от негативных лидеров, на призывы которых так падки дети. Мне же представляется важным и необходимым передать потомкам знания о том, что определено их родителями как важное, нужное, ценное, значимое. Пусть это станет своеобразной арматурой для дальнейшего свободного набора информации и опыта детьми. Если наши ценности определены, если работа над формированием моральных принципов узаконена, вероятность благополучия ребенка в его самоопределении повышается в разы, а так же возрастает вера в родителя, чьи слова о ценностях не пустые. Возрастает и доверие ему.

Ссылка на просмотр он-лайн фильма “Повелитель мух”

Ссылка на просмотр он-лайн мультфильма “Журавль и лисица”

Видео, где Андрей Курпатов дает полный ответ на вопрос молодого человека, которому показалось, что люди вокруг становятся тупее.

Восстановить свой организм после травм, привести в порядок нервную систему, наладить сон и открыть в себе новые возможности, а также ослабить напряжение в ваших детях, подравнять их осанку, гармонизировать их и уравновесить вам поможет остеопатия, а записаться на прием к специалисту вы можете, зайдя на сайт Дмитрий Гайкалов.

По ссылке дальше вы узнаете о том, как прошел пятый семинар нашего цикла. Мы успешно продвигаемся, группа интенсивно работает, взаимодействует, набирает опыт и уже применяет его на практике дома, общаясь со своими детьми и родными людьми.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты