Разнесенные по неделям публикации могут оставить ощущение затянутости темы, но все-таки я хочу еще некоторое время уделить вопросу порядка в доме. Не чистоты, как можно подумать, и которая тоже важна, а именно порядка, уклада, осознанного правила жизни, ее внутренней, даже интимной культуры, того, что доподлинно может быть известно только тем, кто живет в данной семье.
На левой картинке следующего слайда всем известная Федора К. Чуковского. Несложно представить себе, что такая бабушка, начни она требовать аккуратности от внуков, добьется или скандала, или молчаливого сопротивления, но никак не того, чего бы она хотела достичь. То же самое можно сказать и о молодом человеке с картинки справа. Такой отец не сумеет приучить детей ни к какому порядку в вещах, потому что слова действуют только как вторичный атрибут, и они совсем не работают, если по делам человека выглядят пустыми. Поэтому, в частности, такое огромное количество нотаций и проповедей разбивается о пустоту, интереса и встречного внимания не зарождая. Конечно, это не единственная причина того, дети не слушаю советов старших.
Если взрослый постоянно не демонстрирует того, к чему призывает детей, он потерпит фиаско, сколько бы энергии в свои декларации не вливал. Если же родитель или воспитатель производит усилия по достижению каких-либо результатов и рассказывает об этом (наши усилия нередко бывают детям не видны, и это правильно, не все следует демонстрировать), вот тогда ребенок будет перенимать программу волей-неволей, со временем она станет органичной для него, и даже если в подростковом возрасте покажется, что ваш сын или дочь вообще не приняли родительских установок, анализ поведения многих семей показывает, что рано или поздно выросший ребенок по основным параметрам возвращается на родительскую стезю. Думаю, это именно то, над чем трудится каждый осознанный родитель, стараясь передать ребенку свое лучшее.
Для верующих людей и для тех, кто принимает сказанное в священных книгах религий, в качестве примера тут можно привести многомерную Притчу о блудном сыне, одно из объяснений которой говорит о том, что ребенок, которому переданы традиции, установки, культура дома, даже покинув “дом”, т.е. свод правил, в котором был воспитан, рано или поздно туда возвращается.
Итак
Действительно, на семинарах меня иногда спрашивают:
– То есть, вы утверждаете, что, если я начну делать зарядку (читать, гулять с собакой и пр), этот оболтус тоже станет ее делать?
Если он оболтус, если уже им стал, значит, вам придется потрудиться. Ребенок, возможно, сразу зарядку делать не начнет. Но со временем, когда завершится у него пора “разбрасывать камни”, он вспомнит и зарядку, и многое прочее, чем реально, а не на словах, родители занимались, и начнет это делать сам. Это Соломоново “время собирать камни”. Именно из этих “камней”, из ошибок и отступлений, человек потом строит себя настоящего. А молодость впитывает и испытывает, разбрасывает и обесценивает, однако важнейшее прорастает. Взрослым же надо не отступать самим, им надо показывать действиями, кем и какими стоит быть на этой земле. И вот маленький видеоролик с негативными примерами, который демонстрирует нам, как действует это правило.
Думаю, что к этому видео комментарии излишни. Но стоит напомнить о том, о чем наверняка всем известно: что-то хорошее звать долго, зато о плохом и поговорка есть: “Помяни г@@но, вот оно”. Народная мудрость бывает грубой, но не бывает основанной ни на чем. Эта поговорка, в частности, именно мудрость, и заключается она в том, что строить сложнее и дольше, чем ломать, есть высказывание и об этом, и еще эта поговорка о том, что сами в садах растут одни сорняки, а высокие культуры требуют постоянных сил и ухода. Надо много и методично трудиться, чтобы наше лучшее проросло и в наших детях, и в нас. А о том, что оно необходимо, я предложу вам материал, который обещала.
Наверняка большинству из моих читателей знаком термин “Позитивная психология”, я же впервые столкнулась с ней, когда познакомилась с деятельностью Михай Чиксентмихайи и его книгами “Поток” и в “Поисках потока”. Эти книги я приносила с собой на семинары и даже давала их читать своим слушателям, чтобы заразить их идеей труда над возможностью быть счастливым. Я не дала своего названия тому состоянию радости жить, которое чувствовала всякий раз, преодолевая саму себя, но я демонстрировала его, свой Поток. Михай Чиксентмихайи, американский психолог, профессор психологии называет Потоком то состояние, о котором верующие христиане говорят иначе. Я проанализировала и поняла, что “быть в Духе” и быть в Потоке, по всей вероятности, одно и то же. Это состояние, когда человек охвачен радостным, жизнеутверждающим возбуждением, уверенностью в удаче того, чем занят. В этом состоянии у человека все как будто получается само собой, и поймут, о чем идет речь, те, кто помнит чувство водителя машины, летящей по открытой свободной трассе, танца под чудесную музыку с умелым партнером, написания научных или художественных статей, когда страницы буквально сменяют одна другую, любое дело, которое человек делает с упоением, которым страстно увлечен. Ученый утверждает, что это состояние может быть достигнуто специально, что человек способен обучиться ему. Мы можем сравнить это сейчас с состоянием обученной беспомощности, о котором я уже рассказывала, только с беспомощностью наоборот. В самом деле, если установками и отношением можно спровоцировать дальнейшую беспомощность и несчастливость своего ребенка, то почему бы не предположить, что и счастью тоже обучить можно. Я изучала работы Михай Чиксентмихайи в поисках подтверждений своим мыслям. Через некоторое время я набрела на статью коллеги профессора Мартина Селигмана, изучившего добродетели человечества и пришедшего к выводу, что, не обладая ими, человек счастливым быть не может. Селигман, в частности, пишет:
“Традиционная психология упорно игнорирует добродетели, зато религия и философия придают им большое значение. Замечательно, что в учениях разных времен и народов представления о человеческих достоинствах поразительно похожи друг на друга. Конфуций, Аристотель, Фома Аквинский, кодекс чести самураев, Бхагавадгита и другие источники, расходясь в деталях, единодушно называют шесть основных добродетелей:
1. Мудрость и знание;
2. Мужество;
3. Любовь и человечность;
4. Справедливость;
5. Умеренность;
6. Духовность;
Конечно, каждая из этих основных добродетелей связана с целым набором положительных качеств (которые Селигман подробно описывает. А.Г.). Мудрость, к примеру, помимо всего прочего включает в себя любознательность, желание учиться, оригинальность мышления и способность заглянуть в будущее или так называемую перспективность взгляда. Любовь предполагает доброту, великодушие, нежность, сочувствие и т. п.”
Поскольку на эту тему в настоящий момент времени написано множество статей, я не буду занимать ваше внимание перепевами сказанного. Добавлю сюда, что самостоятельно пришла к тому же выводу на основании, возможно, меньших по количеству, но не менее кропотливых исследований динамики семей, того, что исповедовалось в качестве ценностей в них, и того, как вели себя родители тех детей, которые впоследствии проживали счастливую жизнь. Смотрите, я не сказала сейчас “счастливых людей”, потому что это понятие расплывчато, тогда как “счастливая жизнь”, если мы не помешаны на деньгах и не глупы, рисует нам людей деятельных, неодиноких, удовлетворенных своей судьбой. Оптимизм, как бы наивно это ни звучало, есть то, чему человека можно обучить. Именно это я занесла бы в Правила Нашего Дома: обучение оптимистическому мышлению воспитанием качеств, список которых мы уже составляли в предыдущих беседах, и тех качеств, которые нам предлагают ученые-позитивисты в списке необходимых свойств для успешной жизни человека, и вы увидите обзор этих качеств по одной из ссылок внизу этого материала.
“Пессимизм это следствие слабости”, – утверждает Мартин Селигман. “Психолог способен предсказать очень многое, однако нередко люди с высоким интеллектуальным коэффициентом на поверку оказываются неудачниками, а многие обладатели низкого IQ отлично справляются с любыми проблемами”, – уверен ученый, и мы имеем сейчас точку зрения, способную диаметрально изменить позицию воспитания детей мыслящими людьми. Человек может быть менее образованным и быть удачливым и успешным, он может быть очень хорошо материально обеспеченным, но оставаться чрезвычайно несчастным и одиноким. Большинство их нас это знает, но все никак не может сорваться с крючка проблем мира потребления.
В завершение сегодняшней статьи хочу сказать еще, что по теме воспитания позитивного мышления я уже разработала самостоятельный семинар, который на этом сайте пока не представлен, но лекцию по нему я буду читать в ближайшее время. Мы продолжим наши размышления в надежде на то, что рациональное зерно воспитания нами все-таки будет найдено.
Михай Чиксентмихайи, Википедия
Позитивная психология. Повестка дня для нового столетия
Одиннадцать цитат Мартина Селигмана
Позитивная психология, Википедия, добродетели
Восстановить свой организм после травм, привести в порядок вашу нервную систему, наладить сон и открыть в себе новые возможности вам поможет остеопатия, а записаться на прием к специалисту вы можете, зайдя на сайт Гайкалова Дмитрия.
И мы продолжим нашу беседу через неделю. Вы можете своевременно получать статьи с продолжением темы, оформив подписку внизу страницы, на которую попадете по этой ссылке.