Каждый человек подобен полотну художника. Чем дольше и скрупулезнее художник трудился над своей картиной, тем лучше в ней выписаны детали, тем она ближе к совершенству. Родитель мне представляется именно таким художником, а процесс воспитания ребенка – стараниями творческой личности родителя сотворить произведение из замысла. В замысле же ответ на вопрос, какими мы хотим видеть своих детей, но это не о профессии, как можно подумать в первую минуту, не о том, чтобы воплотить в ребенке свои несостоявшиеся мечты. Но о чем же тогда?
Поскольку программа «Целый-невредимый» авторская, то нет другого способа повествования, как только от первого лица. Так я и буду писать эти статьи.
И вот наш первый слайд.
Перед нами “шапка” семинара, народ за столом явно старается договориться. А может быть, их уже соединяет некий свод условностей, то, что принято в кругу этой семьи, ведь речь пойдет именно о семье. Тем не менее, практика показывает, что люди часто не отвечают на вопросы о том, что принято в их семье. “Ну, говорят они, я не знаю. Мы вместе смотрим футбол, хотя нет, тоже не все ” или “Иногда мы встречаемся всей семьей”. Точно так же, как о традициях семьи, которые как раз и являются объединяющими условностями, люди оказываются не готовы ответить, что они считают недопустимым, а что почетным. Во всяком случае, до тех пор, пока не перейдешь на личности. “О, – сразу тогда реагируют они, – он не должен так часто пить пиво, меня это раздражает!” или “Она тратит слишком много денег, нет, это не для меня”. Я называю эти, неподходящие черты, “невозможностями”, а те, на которые мы при определенных условиях можем согласиться, “допустимостями”.
Что может быть допущено в крайнем случае? Чего мы не согласны допустить никогда? А какие черты мы посчитали бы исключительными и гордились бы ими? Хорошо, когда человек на эти вопросы готов ответить. К сожалению, в наше стремительное время взрослые часто не успевают остановиться, чтобы подумать об этом. И дети, не получая ответов на важные вопросы, оказываются перед необходимостью добывать их самостоятельно там, где тоже не до них. Разве мы подлинные на бегу, когда скорость бега не позволяет рассмотреть цветок на обочине? От подобной поспешности в семье страдают и дети, и взрослые.
Правила нашего дома — семинар о том, какие мы, чего мы хотим, что нам нравится, на что мы готовы, а чего не сделаем ни за что; каковы наши невозможности и наши допустимости, то, что сам о себе твердо знает человек, и то, что он своими поступками демонстрирует окружающему миру. Ведь очень часто то, что человек о себе представляет, и то, каким он предстает в сознании окружающих, сильно отличается друг от друга. При таком положении вещей детям очень трудно определить, что хорошо и что плохо, и практически невозможно обрести уважение к своим родителям, которые говорят одно, а делают другое. Мы должны что-то узнать о себе, чтобы такими родителями не оказаться, потому что у этих родителей растут несчастные, лишенные ориентиров дети, и потому что подобного рода сюрпризы никому не нужны.
Несколько слов о том, почему мои семинары одинаково нужны и семьям с кровными детьми, и семьям с детьми приемными. Прежде всего, те и другие рано или поздно встретятся, поэтому практику образования родителей приемных семей и оставления «не в курсе» семей кровных я считаю не слишком дальновидной. Хорошо и тем, и другим что-то понимать друг о друге, знать, что их объединяет, а чего, возможно не стоит говорить и, может быть, даже думать. А еще хорошо шагать в ногу со временем. Это куда эффективнее, чем подпитывать свою фантазию рассказами любителей мрачных историй. Все непросто, но вовсе не безнадежно, и лучше узнать детали из первых рук.
В сфере приемных семей, где я проработала дольше двадцати лет, принято, упоминая о приемных детях, говорить: “эти дети другие”. Я всегда протестовала в душе против такой формулировки, которая, прежде всего, разделяет детей и их будущих родителей еще до их соединения. Я видела последствия от этих слов. “Другой” это “чужой”, подсознание играло по своим правилам, и ребенок заранее настораживал и отторгался. Помните, как было в “Маугли” Киплинга? “Мы с тобой одной крови, ты и я” – эти слова переворачивали сознание, объединяя живые существа. Лозунг “Эти дети другие” производил эффект обратный”.
Представим себе больницу, в которой есть разные отделения. Там в терапии будут лежать преимущественно старички с заболеваниями сосудов, в хирургии люди с травмированными конечностями, в неврологии… Впрочем, мы все прекрасно знаем, чем отличаются больничные отделения, даже если нам не довелось в них бывать. И мы знаем так же, что люди везде одинаковые. Они нуждаются в деликатном и профессиональном уходе, в современном оборудовании и чистоте. Люди одинаковые, а болезни у них разные. Так же и дети, у них разные “заболевания”, и часто кавычки тут лишние, у них разные проблемы, но нужды у всех одни: детям необходимы забота взрослых, ответственность, любовь и терпение, нужен кто-то свой, личный, кто способен их принять такими, как есть, обучить жизни в мире людей. И, конечно, мы по-разному прикоснемся к здоровой ноге или к сломанной ноге у пациента в больнице. Так же мы по-разному будем общаться с ребенком, выросшем в любви, и тем, кто встретил одиночество и равнодушие мира с первых своих дней. Мы врачи душ, и в этом курсе мы обучимся разным приемам обращения с детьми и друг другом, но прежде всего мы научимся правильному обращению с собой, что совершенно невозможно, если мы не осознали себя.
Этот курс призван совместить представление человека о себе и окружающей его реальности, расширить себя и научить управлять собой так, чтобы не вступать в неразрешимые противоречия с нею. Правила нашего дома — это несущие конструкции нашей постройки, то, на что мы будем опираться в дальнейшем. Это мосты и перила, заботливо сооруженные взрослыми людьми, чтобы, пользуясь ими, наши дети могли безопасно стремиться вперед и вступить во взрослость подготовленными к ней. Помните сравнение с полотном художника в начале страницы? Художники редко демонстрируют свои незавершенные работы, не так ли?Наши дети не должны оказаться всего лишь эскизами и набросками перед взрослой жизнью, мы должны подготовить наши картины, чтобы они могли предстать перед взглядами других людей. Мы должны серьезно подготовить к взрослой жизни наших детей.
Этот курс рассчитан на всех, кто только собирается стать родителем, и у кого в семье уже растут дети, – независимо оттого, приемные они или кровные.
На следующей неделе я продолжу рассказ о семинаре «Правила нашего дома».
Познакомиться с предыдущими и последующими описаниями слайдов вы можете, зайдя на страницу по этой ссылке.
Своевременно получайте статьи с продолжением темы, оформив подписку внизу страницы, на которую попадете по этой ссылке.