Продолжим разговор об обученной беспомощности. Наш следующий слайд выглядит так:
Вывод настолько прекрасен, а для родителей, склонных баловать детей, одновременно настолько скандален, что хочется уточнить. Поисковое поведение ПП становится более активным, в человеке развиваются способность стремления к достижению цели не от успеха, не от факта получения удовольствия, а от усилий, от затрат, которые человеку пришлось произвести для того, чтобы успех или удовольствие были достигнуты. Поэтому стремление родителя осыпать своего ребенка всеми благами мира “только потому, что ты есть”, не дает ребенку положительных результатов.
Высокая поисковая активность ПА является своего рода иммунитетом, помогающим человеку (ребенку) стремиться к поставленной цели, достигать ее, ставить задачи и преодолевать ступень за ступенью, решая их, а так же спокойно переносить отсутствие привычного, в том числе удовольствий или период ожидания их. Конечно, это ломает некоторые стереотипы, и те воспитатели и родители, которые ставят перед собой осознанную цель приучить своих детей преодолевать трудности, а так же взрослые, не склонные мотивироваться установками “он маленький – он бедненький”, имеют явное преимущество перед теми, кто упорно избегает очевидного – любая сила растет только от тренировок: сила тела от спортивных нагрузок, сила характера от тренировок в выдержанности, сила терпения от тренировок в ожидании. Не получить немедленно, не удовлетворить сейчас же, даже не утешить сразу же надо, чтобы ребенок вырос в спокойного взрослого человека, уверенного в себе и способного владеть собой. Если родитель выбирает во всем удовлетворять своего ребенка немедленно, он формирует в нем ту самую обученную беспомощность, которая затем превращается в безволие и делает человека несчастливым. Легко достигнутый успех парализует поисковую активность, ребенок, которому во всем потакают, вырастает неуверенным в своих силах и возможностях, и это тот самый способ, при помощи которого безудержная любовь родителей или неправильно организованная забота воспитателей формируют в питомцах невыживательные черты.
Начинается все с простого: ребенок рыдает, потеряв игрушку, и родитель немедленно обещает ему купить “такую же или даже лучше”. В более “запущенном” случае родитель тут же отправляется добывать ребенку утешение.
Разберем один пример неправильного родительского реагирования подробнее. Ребенок приходит из школы без телефона и заявляет, что телефон украли. Если факта кражи никто, в том числе сам ребенок, не видел, телефон украденным считать нельзя, вполне возможно, что он просто потерян. Но “потерял” это неудобно, это означает “я виноват”, а вот “украли”, я не при чем, вполне можно быть безутешным. Хороший телефон стоит дорого, а обычный покупать неправильно, так решает иной родитель, и, высказав побольше возмущений, что является иллюзией стремления к справедливости, иллюзией наказания, родитель покупает дорогой телефон, часто в ущерб бюджету семьи. Этим поступком поощряются сразу несколько невыживательных черт, и выживательными я тут называю черты, приводящие их владельца к успешности. В данном случае право на жизнь получает возможность бездоказательного обвинения (“телефон украли”), подчинение мнению толпы (с немодным телефоном одноклассники засмеют) и стремление утолять свои нужды в ущерб близким людям (покупка, наносящая урон бюджету). Интересно отметить, что семьи, в которых первые два фактора принимаются как законные, обычно склонны отправлять своих детей в школы лидерства… Парадокс очевиден, так же как факт, что такой ребенок полностью зависит от мнения сверстников, но эта тема у нас относится к другому семинару.
В прошлый раз мы говорили о гаджетах и их пагубном влиянии на формирование нервной системы ребенка. Мы не можем избежать телефонов и планшетов в нашей жизни, да и неправильно было бы стремиться к этому. Мир изменился, сейчас мы уже не в силах представить своей жизни без компьютеров. И все же я еще раз напомню о вреде, наносимом телефонами, если дети неограниченно пользуются ими.
Профессор психологии в Университете Сан-Диего США Джин Твендж, известная своими книгами и публичными выступлениями с анализом поведения представителей разных поколений в отношении работы, жизненных целей, сексуальности, религии и к культуры, растущей в современности тенденции к нарциссизму, утверждает, что смартфоны были наиболее вероятной причиной внезапного увеличения проблем психического здоровья среди подростков после 2012 года. Профессор приводит убедительные исследования, которые показывают разобщенность современных подростков и возрастающую пропорционально этой разобщенности склонность к суициду. Ей же принадлежит утверждение, что резко возросшее количество бранных слов, открыто произносимых в эфире, связано с преобладанием “я” над социальными соглашениями, и это еще одна заслуга смартфонов, способствующих одиночеству наших детей. По возможности я буду приводить ссылки на цитируемый мною материал. И мы возвращаемся к теме нашей беседы.
Какими вы хотите видеть своих детей? – спрашиваем мы наших посетителей – родителей и кандидатов. Порой взрослые начинают перечислять разные качества, которые они хотели бы видеть в детях, но иногда застывают в растерянности и начинают уточнять:
– Что вы имеете в виду?
– Когда? Сейчас? Или потом?
– Потом, когда они станут взрослыми…
– Ну, счастливыми… – этот ответ звучит практически всегда.
– Успешными! – очень частый ответ.
– Чтобы могли отстоять свое мнение! – один из самых частых вариантов ответа. Конечно, нередки и другие, более реалистичные ответы, но давайте посмотрим, что скрывается за первыми предложениями. Что именно хотят видеть в своих детях взрослые. Какими дети должны в конце концов стать.
Счастливыми. Это что уметь, чего хотеть, о чем мечтать? Это как относиться к людям? Какого отношения к себе хотеть от людей? С “успешным” вопросы примерно те же. Это значит много денег? “Пусть у нас все будет, и пусть нам за это ничего не будет”? Я утрирую, конечно, но, может быть, стоит добавить что-то еще? Что-то более важное, чем социальный успех… Навязчивая идея “отстоять свое мнение”, об этом приходится говорить каждый раз. Какое именно мнение? Если оно основано на чем? Обычно сторонники “отстаивания” после этого вопроса оказываются в недоумении. Разве есть разница? Важно же, чтобы человеку не навязывали ничего, а лучше чтобы и не высказывали. Надо уметь сказать “нет”!
Во многих своих семинарах я ссылаюсь на Виктора Франкла, австрийского психиатра, психолога и невролога, бывшего узника концентрационных лагерей, на его книгу “Сказать жизни Да”, и его философию жизни, которую я озаглавила бы так же. В презентацию этого семинара рассказ о Викторе Франкле не включен, но очень уж к месту вспомнить о нем именно сейчас. Сказать жизни да, мне кажется, именно в этом умении залог и успешности, и счастья. А чтобы отстаивать свое мнение, ума не надо. Ум нужен, чтобы это мнение составить, а потом, чтобы уметь это мнение донести, причем не где попало, а там, где уместно. В этот момент кто-то говорит: “Умными. Пусть дети растут умными”. Другой добавляет: “Развитыми”. Третий: “Пусть умеют владеть собой”. Так потихоньку мы начинаем собирать портрет человека, которого согласились бы считать своим другом. Именно после этого пояснения: “Каким должен быть человек, чтобы вы захотели с ним дружить” начинается самое ценное и самое интересное.
Что же мы ценим в человеке?
Слайд, который вы видите выше, включает в себя не все качества, которыми мы хотели бы обогатить своих детей. Но, и это является откровением каждой встречи, мы понимаем вдруг, что многие качества как будто исчезают из устного обращения, к ним перестают обращаться, на них больше не ссылаются, и они, как люди, которых никто не окликает, понемногу забывают свои имена. Я подумала об Амурских тиграх, о том, как их, занесенных в Красную книгу Земли, намерены оберегать, после того как почти уничтожили. Я подумала о том, как безжалостно человечество расправилось со своими лучшими качествами, и назвала первые, пришедшие на ум. Наверняка этот список можно продолжить:
Какие человеческие качества пора заносить в Красную Книгу Человечества:
– Честь
– Достоинство
– Совесть
– Бескорыстие
– Скромность
– Верность
– Почтение к старшим
– Уважение к людям
Для того, чтобы себя проверить, не поспешные ли выводы выше, можно задать себе несколько вопросов.
1. Когда в последний раз в беседах подростков и молодежи мы слышали упоминание о чести, слова “бесчестный”, выражение “нет понятия о чести” или, наоборот, “он – человек чести”?
2. Те же вопросы можно применить к словам “достоинство”, “совесть”, “скромность” как положительное свойство, не как нечто, подлежащее осмеянию, это как раз вполне может быть. Верность, ее еще упоминают, но, пожалуй, исключительно в области любовных сфер, уважение, о нем едва можно услышать, а о почтении лучше не вспоминать. Когда мы собираем эти факты в единую картину, некоторые из нас ежатся, явно оказавшись не подготовленными к размеру катастрофы. Не беру в кавычки последние два слова, потому что катастрофа налицо. Но может быть, ее развитие можно остановить?
Оказывается, все качества, которые мы хотели бы видеть в наших детях, когда они станут взрослыми, а также те, которые уже сейчас могут быть занесены в Красную Книгу Человечности, воспитываются многократной демонстрацией их в действии, рассказами детям о проявлении этих свойств, повторением и “окликанием этих качеств по именам”. Если мы хотим, чтобы лучшие человеческие свойства проросли и укоренились в наших детях, нам надо каждый день воспитывать их, питать наших детей настоящими свойствами человечности.
На слайде выше вы видите несоответствие нумерации слайда и оглавления в сегодняшней статье. Это неизбежно, потому что не все слайды презентации могут быть тут представлены. Суть же изображенного такова, что мы заботимся о цветах и формах, изучаем с детьми размеры. Мы хвалим ребенка за то, что он на большой красный круг пирамидки положил зеленый круг поменьше, что на синие прямоугольные кубики домика он положил треугольник крыши – тоже синий. И мы правильно делаем, что обучаем этому детей! Но почему, проходя по улице и увидев, как кто-то переводит старушку через дорогу, мы не говорим: “Этот человек добрый”, не спрашиваем потом: “Как думаешь, а какой еще бывает доброта?” Почему не задаемся вопросом вслух: “А когда мы с тобой совершали добрые поступки, и какими они были?”
Кто-то может отмахнуться сейчас, к чему этот “ликбез”, такие вещи должны быть понятны сами собой. К сожалению, это предположение опытом не подтверждается, а тот факт, что без высоких категорий человек счастливым быть не может, подтвержден наукой. Материалы, которые я хочу вам предложить в связи с этим, не входят в базовый набор “Правил нашего дома”, поскольку я только недавно познакомилась с некоторыми из них. Но они настолько подтверждают мои догадки и убеждения, что я просто обязана представить их вам.
Снять зажимы, удалить негативные блоки, привести в порядок вашу нервную систему и открыть в себе новые возможности вам поможет остеопатия, а записаться на прием к специалисту вы можете, зайдя на сайт Гайкалова Дмитрия.
В статье упоминались:
Jean Marie Twenge
Как смартфоны уничтожили психику поколения
Виктор Франкл
Виктор Франкл “Сказать жизни Да” – если случайно эта книга прошла мимо вас, прочтите ее полностью, не пожалеете!
Вадим Ротенберг “Образ “я” и поведение – читать бесплатно
Вадим Ротенберг “Поисковая активность и адаптация”
И мы продолжим нашу беседу через неделю. Вы можете своевременно получать статьи с продолжением темы, оформив подписку внизу страницы, на которую попадете по этой ссылке..