Некоторые животные способны разделять сигналы опасности, показывая, откуда именно данная опасность исходит. Например, мартышки-верветки по-разному кричат при виде леопарда, питона или орла. Три различных знака опасности для наземных животных – исключение и редкость, а большинство животных имеют в арсенале всего один клич и этим ограничиваются. Правда, у многих видов в чести сигнал, исходящий от старого животного или птицы. Например, в стае галок испуганный крик молодой птицы не производит на стаю впечатления, тогда как вскрик старой птицы немедленно поднимает стаю на крыло. Об этом явлении как преимуществе я подробно рассказываю в семинаре “Традиции и ритуалы”.
К сожалению, память об опасности человеком генетически не наследуется. Новый человек в этом смысле приходит в жизнь как бы “обнуленным”, и его родители вынуждены буквально закладывать в его сознание все то, что считают разрушительным и смертоносным или доблестным и выживательным в опыте предков. Идеально, когда нам удается проанализировать как положительный опыт предков, так и отрицательный для того, чтобы работать с ним. Иногда это какая-то черта, которая передается из поколения в поколение. Например, прижимистость или чрезмерная артистичность, когда человек начинает “выступать” и его своеобразно “заносит”. О таком говорят “ради красного словца не пожалеет мать-отца”. Дело-то тут, как правило, не в самом “словце”, а в том состоянии воодушевления, в котором человек перестает отслеживать некую условную норму поведения и выходит за невидимые границы того, что в спокойном состоянии сам бы себе установил. Таких черт, которые генетически наследуются, немало, и их хорошо бы опознавать, потому что даже положительные свойства, оставленные без интеллектуального контроля, приносят своим владельцам немало бед.
Например, доброта. Если посмотреть пристально, то большинство родителей тех детей, которые потом попали в детские сиротские учреждения – добрые люди. Именно добрые, о которых говорят “такой последнюю рубашку отдаст”. Именно они, не умеющие остановиться, определить середину, ту самую линию, по одну сторону которой нельзя не помочь другу, а по противоположную – нельзя в чем-то конкретном ему помогать, потому что это пойдет на вред обоим. Много таких историй прошло передо мной за время работы в детском доме и позже шире – в системе, и каждый раз, когда я узнавала подробности какой-то несложившейся жизни, я видела, что решающий шаг к слому судьбы человек сделал либо от какого-то незнания, непонимания причин и следствий, либо из побуждений безотказного сердца. Очевидно, что даже такое, казалось бы универсальное, качество как доброта, в бесконтрольном состоянии не может считаться безусловно хорошим свойством. Значит, даже положительные наследуемые черты надо контролировать, “обкультуривать” их. И держать под строгим контролем врожденные негативные. Для этого надо, как минимум, их вычленить.
На первом семинаре я всегда обозначаю это, как нашу задачу: нам надо научиться находить ведущие (как положительные, так и отрицательные) черты в каждом человеке, особенно в близких и в первую очередь в себе. Для успешной судьбы нам обязательно нужно знать “по именам” те свойства, которые в решающий момент берут на себя управление нами. Хорошие наши свойства нужно “обточить”, как точил свое полено Папа Карло, ведь такой чудесный мальчик, как Буратино, мог появиться из только очень хорошего материала (в этом месте напрашивается смайл, от которого в статье все труднее удержаться). Плохие же наши свойства должны быть опознаны и взяты под контроль. Черты характеров наших родителей, наших спутников замечательно так же распознать. Тогда мы, возможно, научимся сильно не обижаться и не гневаться, если в дорогом нам человеке вдруг бесконтрольно вспыхнула его природная негативная черта. Мы научимся понимать, что происходит. В идеале наша задача научить тому же детей. В осознанном возрасте это умение очень поможет им в жизни и приблизит к тому, что я называю “управление процессами”, когда события перестают быть бесконтрольными для нас, и когда мы обретаем способность вести корабль нашей судьбы заданным курсом.
Коллективная мудрость предков. Для того, чтобы продвигаться на пути ее постижения, нам надо приучить себя ничему новомодному не верить на слово и не впадать в такое заманчивое высмеивание прошедших времен. Каждое время, как бы банально это ни звучало, несло в себе сумму свойств, и хорошо бы не передергивать историю, а научиться извлекать уроки из нее. Для этого нам надо обязательно знакомиться как с негативными примерами (не забывать плохого), так и не отбрасывать позитивные, что часто происходит, когда мы чем-то задеты лично. Тогда мы заодно сбрасываем и доброе, а чтобы “не выбрасывать мальчика вместе с водой”, нам нужно научиться управлять своими эмоциями. В курсе семинаров этому посвящены четыре встречи: два занятия по теме “Стресс и позитивное мышление”, одно “Эмоции и самоуправление” и одно “Конфликты”, где мы получаем своеобразные схемы ведения переговоров. Я не большой сторонник схем, потому что ими сложно воспользоваться, если что-то в процессе пойдет не так, как заложено в самой схеме. Куда больше мне нравится “вид изнутри”, когда мы начинаем сами ощущать, как меняется курс беседы или развития событий. Я называю это “поймать волну” и объявляю это как одну из задач курса: Я хочу, чтобы каждый родитель сумел “поймать свою волну”, ощутить ее направленность и силу, сумел, как серфингист, овладеть ею. Тогда бывает достаточно небольшого усилия, чтобы дальше по неверному курсу не устремляться. К этим темам скоро будет добавлен семинар “Как говорить с детьми”, и тогда тема самоуправления будет выведена в отдельный цикл. Сейчас хорошо бы сделать пометку: в каждом времени и в каждом строе есть, чему можно поучиться, и надо не чураться обучения “от противного” или уроков с противником, чтобы запомнить для себя, чего именно и почему делать не следует, иначе каждый раз, когда кто-то использует прием, взятый с “неправильной стороны”, мы будем застигнуты врасплох. Не стоит никакого явления полностью отметать, к тому же, прообраз всего большого мы можем встретить и в малом, т.е. в характере людей, что мы и делаем, говоря, например, что тут какой-то человек “разразился бурей” или “расцвел, как цветок”.
Врач психотерапевт Андрей Курпатов утверждает, что правила важнее, чем ценности. Даже не так, а – цитирую буквально: “Нет ценностей, есть правила”. С этим не стоит спорить, даже если для нас ценности важны, потому что они, действительно (снова цитата того же автора) как дышло, они поворачиваются в зависимости от мировоззрения человека, как раз в зависимости от правил сообщества, в котором он живет, и я уже приводила подобный пример в прошлом обзоре, когда говорила о воровстве. Действительно, правила, то, как они сформулированы, и то, насколько прочно они укоренены, сами по себе предоставят возможность сформироваться ценностям. Мы тогда и говорим о морали, упомянутой на слайде выше, которая, в сущности является сводом правил. Если в семье неотменным правилом является мыть руки перед едой или перед тем, как потрогать что-либо съестное на кухне, например, переложить из холодильника на стол, то опрятность как ценность войдет в обиход ребенка со временем. То же происходит с любой малой традицией в доме. Застилать постель, убирать за собой недоеденное или, например, вымыть раковину после мытья посуды. “Раковина – последняя тарелка”, – так я говорила своим детям, когда они росли, и теперь привычка вымыть раковину в заключение уборки посуды есть у всех моих детей, которые стали самостоятельными и живут отдельно от нас, своих родителей. И вот это все – маленькие ценности, которые мы формируем ежедневным обращением внимания на них. Большие ценности формируются, в сущности, так же. Но для их организации нужны примеры из мира внешнего, и чем ценности значительнее, тем правила поведения во внешнем мире должны представляться чаще и наглядней. Пример: сейчас у нас в стране, в первую очередь в больших городах, медленно, но верно входит в обращение правильное поведение людей на пешеходных переходах. На перекрестке нет машин, а люди стоят и ждут зеленого сигнала. Традиция формируется медленно, ценность выковывается не один год, но организованная в виде правила, принятая большинством, она спасет жизнь многим людям – как пешеходам, так и водителям авто. Чем основательнее спасительная ценность, тем дольше приходится трудиться, чтобы она начала исправно служить на благо.
Слова, написанные на слайде, который вы только что видели, тоже принадлежат Брюсу Гуду, чья книга “Мозг прирученный” послужила первоначальной фабулой для построения семинара “Правила нашего дома”. Ругаем, назидаем, хвалим, просто рассказываем о чем-то, все это для того, чтобы передать детям правила поведения в обществе. Знаешь правила, владеешь ими, войдешь во многие двери. Именно поэтому каждый родитель посильно старается понимание правил поведения в обществе ребенку передать. К сожалению, сейчас это старание необходимо вывести на более осознанный уровень, потому что многое, над чем родители трудятся дома, социум, едва ребенок покидает стены дома, срубает.
Раньше, в период моей молодости, в этом плане родителям было легче, потому что улица, двор, школа поддерживали те принципы, которые исповедовала среднестатистическая, скажем так, семья. Сейчас не так, и многое из родительских стараний перечеркивается или подвергается сомнению. Я уже упоминала в одном из обзоров, что сейчас во многих школах детям запрещается делиться друг с другом учебниками, ручками или карандашами. Это подается под соусом заботы, “ребенок должен приучиться не забывать важные для уроков предметы дома”. Это важно, быть собранным, уметь сложить портфель с вечера и прочее, но разве не важнее выручить друга? На мой взгляд, эти вещи можно смело уравнять, во всяком случае, ни одной из них я бы без конкретного случая не пожертвовала ради второй. Родители, однако, сталкиваются с этими правилами и запретами и не знают, как им быть. Молча подчиняться? Возражать на собрании? Пробовали, бесполезно, потому что это установки, “спущенные сверху”, а не фантазии учителей. Обычно я предлагаю обучение компромиссу. Ронять авторитет педагогов неправильно, потом это ударит по авторитету самих родителей, но объяснить, никого не обвиняя, что учителя тоже могут следовать правилам, которые установил кто-то другой, и раз они работают тут, им приходится так себя вести, но все-таки правильно будет выручить друга… Длинная цепочка причин и следствий, но лучше научиться как можно раньше складывать звенья. Тут можно сослаться и на правила семьи, сказать: “У нас в семье всегда выручают друзей”. Конечно, мы понимаем, что тем самым учим ребенка непослушанию. Я думаю, впрочем, что скорее мы учим его мышлению, взвешиванию каждого отдельного совета или приказа с внешней стороны.
Ниже вы увидите небольшой видеосюжет из прекрасной сказки “Волшебная лампа Алладина”. К словам, которые произносит там Алладин, обращаясь к Джинну, я прибегаю часто, и всякий раз, когда слышу “мне сказали сделать, я и сделал”, “указание было, что я могла” и прочее подобное, я могу прибегнуть к этой цитате, вспомнить этот прекрасный эпизод. Помните, когда дервиш завладел лампой, он велел Джинну отнести Алладина в пустыню и там его убить… Посмотрим этот короткий эпизод.
Друг или раб? В каком возрасте можно устроить для своего ребенка встречу с этим вопросом, будет, бесспорно, решать каждый родитель. Но ведь не всякий взрослый приучился задавать этот вопрос самому себе, получая какую-то установку или выслушивая чей-то настоятельный совет. Друг или раб? Мне кажется, этот пример настолько наглядный, что его стоит показывать детям даже уже в первом классе, если вдруг там потребуют не делиться учебником с другом.
Мы будем говорить уже в этой теме о том, что ребенку необходимо научиться слушаться, подчиняться взрослому. Будем говорить о том, что не всякое решение взрослый человек должен с ребенком обсуждать. Но дисциплинарные рамки, которые должны ставить родители для детей, пока дети растут, не означают, что те же родители не могу приучать ребенка к самостоятельному мышлению. Это вопросы авторитета и иерархии, все это в цикле семинаров представлено широко, в установочном же семинаре мы только скользим по верхам. Но вопрос “Друг или раб” на всю жизнь, а умение на него отвечать своего рода путеводная звезда для человека, если он сумел приучить себя задавать себе этот вопрос и честно себе на него отвечать.
В заключение этого обзора мне хочется коснуться темы самооценки, о которой сейчас так много говорят. Мне представляется, что самооценка происходит из породы дутых величин. Самоуважение, к примеру, в самооценке не нуждается. Если человек приучен преодолевать свои слабости, то он осознает свою способность к преодолению и снова о самооценке не печется, потому что уверен в себе. Меня иногда спрашивают: “Как стать сильным человеком?” Мне известен только один способ тренировки, дающей в итоге такую силу: каждый день делать что-то, чего не хочешь, то есть – справляться в первую очередь с собой. Это и для взрослых, и для детей. Сильно не хочется? Пойди и сделай. А потом прислушайся к самооценке. Тебе будет неинтересно рассматривать ее, потому что в этот момент жизни ты будешь собой удовлетворен. И я коснулась этой темы не случайно, а именно из-за Алладина, видео о котором у меня находится в теле презентации к совсем другому семинару, но я иногда меняю течение событий, если мне представляется эта перемена уместной. Мы видели в отрывке, как молнии рассекали небо, когда Джинн принимал решение, когда выбирал, друг он или раб. Это действительно мука мученическая, сломать стереотип приказа, ослушаться, чтобы поступить по совести. Но вдруг, если не научиться делать это уже в первом классе, совесть потом не проснется? И вот когда Джинн все-таки выбрал, какое счастье испытал он! Ему показались бы глупостью любые вопросы о самооценке, потому что он победил свой страх и свою ведомость. И Джинн ликовал.
У этого отрывка есть небольшое продолжение. Я предлагаю посмотреть его с продолжением еще раз…
Такой маленький фрагмент. Такой короткий вопрос. Но, заданный саму себе вовремя, он может сотворить судьбу. Ответь себе, друг ты или раб, и ты будешь первым. Это великое счастье – жить, повинуясь совести внутри себя.
Восстановить свой организм после травм, привести в порядок вашу нервную систему, наладить сон и открыть в себе новые возможности, а также ослабить напряжение в ваших детях, подравнять их осанку, наладить сон вам поможет остеопатия, а записаться на прием к специалисту вы можете, зайдя на сайт Дмитрий Гайкалов.
И мы продолжим нашу беседу через неделю. Вы можете своевременно получать статьи с продолжением темы, оформив подписку внизу страницы, на которую попадете по этой ссылке.