15. Дети выбирают добрых

В прошлый раз мы говорили о морали, доказывали необходимость ее осознания. В цивилизованном обществе она существует в любом случае, может быть разной, как любой свод правил любой группы людей, но не существовать среди осмысленной жизни она не может. Вот и канадский профессор психологии и когнитивной науки в Йельском университете Пол Блум, предполагает в связи с этим, что дети рождаются с готовыми «проростками морали» и описывает такой многократно повторенный с разными детьми опыт.
Перед годовалыми детьми разыграли сценку, настоящий кукольный театр. Куклам нужно было открыть коробку, одна «помогала» открывать, другая «мешала» – запрыгивала на коробку и отталкивала руку. После того, как “плохая” кукла многократно победила “хорошую”, детям-участникам предложили выбор, в какую куклу они хотят играть. Вопреки предположению, что дети выберут куклу-победителя, все произошло наоборот. Малыши предпочитали играть с куклой-помощницей, несмотря на то, что она оказалась явно слабее куклы “плохой”. Годовалые дети тянули ручки к кукле-помощнице, а двухлетки «угощали» хорошую куклу и не давали лакомство “плохой”.
Следующий эксперимент переключал внимание детей с кукол на поведение взрослых, хотя куклы в эксперименте участвовали тоже.
Две актрисы взяли по кукле и, встав на некотором отдалении, стали показывать их малышам в возрасте год и девять месяцев. Они по-разному поворачивали этих кукол, чтобы стало лучше видно, какие те замечательные, а потом направились в сторону детей, демонстрируя намерение игрушки им отдать. По дороге одна актриса «случайно» уронила куклу, другая же дошла до детей, протянула им куклу, но в последний момент «передумала», почти выхватив ее у ребенка из рук. Актрис попросили вернуться обратно, опыт для закрепления информации повторили. Затем, обеих актрис попросили отойти в сторонку, кукла осталась лежать там, где ее оставили, а детям предложили взять игрушку и отдать ее одной из актрис. Трое из четырех детей, пишет Пол Блюм, отдали куклу той, что пыталась им дать ее, но не смогла.
К сожалению, в описании именно этого опыта не сказано, как вел себя четвертый ребенок, отдал ли куклу “плохой тете” или не стал играть совсем. Однако в других случаях ясно показано, что один из пяти или один из четырех детей довольно часто выбирает негативного персонажа и сам с удовольствием изображает “плохих”. Это довольно высокий процент, но надо отметить, что он не говорит нам о том, что “плохим” вырастет и ребенок, предпочитающий плохого персонажа. Точно так же выбор положительных героев нам не гарантирует в будущем этих детей ничего, ведь мы помним, что гарантий в этом мире нет, но есть вероятности. На детей повлияет множество факторов, их выборы и предпочтения будут формироваться разными средами и разными людьми. И все же, если мы намерены сознательно формировать паттерны мозга наших детей, стоит проводить подобные эксперименты в своих маленьких коллективах, чтобы установить, к чему тяготеют дети. Так же несомненным остается факт, что большинство детей изначально тянутся к добру, от природы предпочитают хороших и добрых персонажей для взаимоотношений и игры. Пол Блюм подчеркивает: малыши понимают, что существуют «хорошие парни» и стараются с ними подружиться!

В предыдущих обзорах мы немало говорили о важности выработки навыков и, учитывая, что неизбежность рефлекторного реагирования для человека обусловлена его физиологией, о чем мы подробно говорим в семинаре “Кто хозяин в доме или новый взгляд на выгорание”, важность выработки навыков становится несомненной. Нам необходимо сделать так, чтобы наши рефлексы служили нам, а не оказывали “медвежьи услуги”. Для этого есть только один путь – это правильные рефлексы нарабатывать. Однако  примитивным классическим способом, а именно “стимул-реакция”, нашей задачи в полной мере не решить, необходим пример родительской жизни,  окружения, собственных реакций, того, что мы демонстрируем нашим детям ежедневно. Ни одной из этих составляющих (выработка навыков и личный пример) недостаточно для успешного воспитания. Нам необходимо соединять оба этих слагаемых успеха для того, чтобы прийти к цели и научить наших детей сначала правильно реагировать на события, затем делать верные выборы и в конечном результате стать свободными осознанными людьми.

Только что просмотренный файл предлагает участникам решить задачку, подробности которой ведущий семинара описывает устно. Условия задачи таковы: один мальчик сидит спиной к другому под кокосовой пальмой. Другой мальчик бросает палку и сбивает кокос, который падает к ногам первого участника эксперимента. Вопрос, кому по праву принадлежит кокос, если в условии задачи дано, что ни один ребенок голода не испытывает.
По большому счету, поправка относительно голода чисто условна. Однако она необходима, и это понятный нам факт, что чем менее окажется воспитанным участник эксперимента, тем скорее именно голод определит его выбор, и чем более очерчены нравственные принципы ребенка, тем более долгий срок он сумеет сопротивляться голосу плоти.
Во время обсуждения этого сюжета участники бывают как категоричны, так и нерешительны. Кто-то занимает выжидательную позицию, пока сторонники диаметральных решений обмениваются аргументами.
– Кто сбил, того и кокос!
– Ну да, это прямо “кто первый встал, того и тапки”, а как же то, что второй мальчик кокос поймал? И он же не видел, что первый его сшиб!
– Все равно, кто добыл, тот и победил.
– Но кокос же просто и буквально упал человеку в руки, тут любой возьмет себе!
– А разве он не заметил, что где-то еще упала и палка?
– Мог и не видеть, при чем тут? Поймал и все!
Случается, что кто-то сетует, мол, упала бы палка первому ловцу кокосов на голову, он бы не ошибся, кто сбил кокос. Участники спора смеются и добывают все новые аргументы, пока кто-то не скажет:
– Ну можно же договориться?

Понятие справедливости может быть весьма субъективным. “Равенство-братство” тоже, как это уже неоднократно доказано, весьма иллюзорны в плане обязательств. Равенства не существует, разве что по заданным параметрам, а братство штука физиологическая. Если же мы говорим о братстве, как о категории общения и отношения человека к человеку, то тут как раз об умении договариваться и идет речь.
Как выясняется, понятие справедливости существует и у некоторых животных, человек же, как существо животных превосходящее, конечно же должен уметь учитывать многие обстоятельства любой ситуации для того, чтобы вынести вердикт. Мы видим на слайде выше портрет Франса де Вааля (Францискус Бернардус Мария (Франс) де Вааль (нидерл. Fransiscus Bernardus Maria (Frans) de Waal; родился 29 октября 1948 года, в Хертогенбосе, Нидерланды) — нидерландского приматолога и этолога. Он также профессор поведения приматов кафедры психологии Университета Эмори в городе Атланта, США. Директор центра Living Links Center в Национальном центре исследования приматов Йеркеса, и ниже я предлагаю видео, которое демонстрируется во время семинара и всегда вызывает бурную реакцию его участников.

Замечательно осознать, что даже обезьяны понимают разницу между справедливостью и ее отсутствием. Франс де Вааль в своей книге “Истоки морали” рассматривает это свойство животных, предполагая, что такие качества, как нравственность и мораль встроены в нас изначально. “Мораль – вовсе не изобретение человечества, как нам нравится думать”, – утверждает ученый и приводит блестящие примеры альтруизма братьев наших меньших. Я приведу ссылку на книгу “Истоки морали” для тех, кому интересна тема. Для меня блестящие примеры базовой нравственности говорят о том, что мы имеем огромные возможности, чтобы повернуть себе на службу те свойства, которые заложила в нас сама природа.

Мы продолжаем обсуждать вопросы важности человеческого общения, познания самих себя и того, что оказывается наиболее важным для успешной жизни человека. Американский философ и психолог Уильям Джеймс предложил нам весьма интересный взгляд на самих себя. Все, что человек имеет, все, что может назвать своим, все, во что он вкладывает душу, собственно его и составляет. Можно сказать: “Я это – мои дети, моя семья”, “Я это мой родной город, моя музыка”, “Я это мои родители, мои корни, моей будущее”, “Я это моя рыбалка, моя машина, моя собака” или “Я это мои поставки, мои товары, моя прибыль”. Человек может быть  романтиком, как наши авторитетные этологи, на которых я так часто ссылаюсь, или прагматиком, как Рассел Белк, Йоркский профессор маркетинга, назвавший это свойство отождествлять себя со всем, что дорого, “Расширением я”. Кем бы человек ни был,  его ведущий выбор отразится в его формулировке себя, и я предлагаю участникам семинара посмотреть на себя с этой точки зрения, говоря “Я – это…”, именно таким образом коротко рассказать о себе.

Однажды я предложила получить этот опыт на одном из занятий ШПР (школа приемных родителей), где вела семинар. Это всегда замечательно, когда участники  словно начинают смотреть дальше темы, которая обсуждается, высматривать что-то дальше помещения, в котором мы находимся, оглядывать мысленно свою жизнь. Расширение уже говорило на разные голоса, люди улыбались друг другу и самим себе, кто-то сказал: “Я это мой Питер, мои путешествия, мои друзья”, а кто-то:” Я это мои предки, мои могилы, моя память”, и вдруг одна из участниц произнесла: “Я- личность!”

То, с чем мы соглашаемся, и против чего протестуем, может дать обильную пищу для пытливого ума. Тест на расширение хорош тем, что человеку становится понятна не только сфера ответственности каждого говорящего, не только способность его раздвинуть привычные рамки и выйти из плена стереотипов,  но так же и кто испытывает сложности в общении с людьми, кто находится “вне зоны действия сети”. Наш внутренний протест это всегда знак остановиться и подумать, чем он обусловлен, какая грань нашего “я” задета и почему. Одинаково интересно увидеть, что причиной тому кто-то сторонний, “напоровшийся” на грань или же “сам-я”, чья грань торчит наружу, как сломанное ребро, терзая своего владельца и окружающих. Если мы собираемся научить наших детей общаться с миром людей и принимать этот мир, нам, безусловно, следует начать с работы над собой.

Восстановить свой организм после травм, привести в порядок нервную систему, наладить сон и открыть в себе новые возможности, а также ослабить напряжение в ваших детях, подравнять их осанку, гармонизировать их и уравновесить вам поможет остеопатия. Семейный доктор-остеопат отследит малейшие нарушения и не даст болезни развиться, а записаться на прием к специалисту вы можете, зайдя на сайт Дмитрий Гайкалов.

Кто такой Пол Блюм
Что такое “Медвежья услуга”
Кто такой Франс де Вааль
Франс де Вааль, “Истоки морали” – книгу с потрясающими примерами альтруизма животных читать он-лайн

По ссылке, завершающей эту страницу, вы можете посмотреть отчет БФ “Наша семья” о том, каким оказался наш шестой семинар.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты