«Правила нашего дома», слайды 25, 26, 27

На семинаре нового цикла «Правила нашего дома», который состоялся 16-го ноября, мы говорили о навыках и рефлексах, о том, что проще всего нам даются те действия, которые мы осуществляем машинально. Нельзя сравнить старания человека, впервые взявшего в руки руль, или его усталость от преодоления первого маршрута с нерегулируемыми перекрестками с легкостью, которую он будет испытывать от тех же действий через год. В самом деле, очень часто мы устаем уже от одних размышлений на тему того, что нам предстоит совершить что-то непривычное, и особенно сильна наша усталость в случае если нам чего-то делать не хочется. В то же самое время мы можем механически осуществлять массу действий и вовсе не уставать. Раздражение и усталость будут у нас связываться с неприятным или неосвоенным видом деятельности, тогда как привычный труд останется без акцентов, словно его и не было. Конечно, сказанное не есть абсолютная формула, и все же вряд ли кто-то в жизни встречал человека, уставшего за ужином от монотонных движений руки с зажатой вилкой в ней. Или, если в семье принято застилать постель сразу же, едва человек встал, то именно многократные повторения этих действий рано или поздно уведут наши раздумья в сторону от подушек и одеял. Человек будет застилать постель и думать о чем угодно, только не о постели, потому что привычные действия скользят мимо сознания, а претыкаемся мы именно на том, к чему привычка у нас отсутствует. Попробуйте уговорить подростка свою постель убрать, если с детства за ним убирала мама или няня. Он и зубы чистить не станет, а будет ныть и ссориться, если в детстве его не приучили. Хотя, казалось бы, какой это труд — почистить зубы. И вот, мы приводили многие примеры, стараясь определить, верно ли наше предположение об усталости от непривычного. В конце концов большинство слушателей вынуждено было согласиться, что дела, выполняемые «на автомате», усталость вызывают в последнюю очередь. Значит, сделали вывод мы, стоит научить детей как можно большему количеству дел и довести до автоматизма множество мелочей, чтобы облегчить потомству дальнейшую жизнь. Потому что да, чем больше умеешь делать, тем легче тебе живется. Вот такая простая формула.

В рассуждениях на эту тему один из слушателей задал вопрос, как увязать две, казалось бы, противоположные необходимости. Одна из них — выработка навыков, рефлексов, которые сами по себе являются стереотипами действий, а другая — борьба со стереотипами, в которых так успешно увязает наш мозг, лишая тем самым нас возможности о многих вещах рассуждать объективно. Это был вопрос определения чувства меры, золотой середины, той самой способности и реже таланта, к которой мы постоянно возвращались в наших примерах. Того свойства, без которого успешная жизнь невозможна из-за отсутствия в ней равновесия, гармонии, устойчивости.

Друг или раб? — этот вопрос звучал в предыдущем обзоре. Раб лампы Джинн от прообраза рабства отказаться не в силах, в данном случае это означает, что по природе своей он не вожак. Он знает себя, и его выбор — быть ведомым, но его право при этом — решать самому, кому или чему он намерен подчиняться. И вот всемогущий Джинн становится рабом кувшина, иначе говоря, он осуществляет главный выбор жизни — служить Добру или служить Злу. Перед нами демонстрация определения золотой середины, когда некто решает служить добру, не изменяя себе самому.

В другом примере из видео в обзоре второго слайда мы рассматривали гусеницу и задавали себе вопрос, как помочь «вылупиться» живому существу: стоит ли разрезать кокон? Опыт ученого показал, что бабочка, освобожденная из своего кокона искусственно, практически нежизнеспособна. Нам предстояло ответить на вопрос, как же быть, если на старание живого существа прорвать оболочку и выбраться на свободу без сострадания смотреть невозможно. Ведь так хочется облегчить любимому жизнь!

И вот тот самый вопрос. Как вырабатывать навыки и традиции, если они являются стереотипами, а наша задача научиться мыслить самостоятельно, то есть от стереотипов освободиться? Это представляется чем-то невыполнимым, замкнутым кругом.

 

Да не будут обижены пекари, и, конечно же, вовсе не в одной медицине для верного решения необходимо научаться учитывать тысячи мелочей окружающего мира. Это можно назвать шахматами жизни, когда мысленно просчитываются различные ситуации, которые могут возникнуть после того или иного действия человека. К сожалению, сегодняшний мир, несмотря на возрастающую сложность технологий, с той же скоростью стремится к упрощению суждений. Возникает чудовищный дисбаланс между возможностями человечества и тем, насколько человек осознан, оперируя ими. Мы говорим о том, что социум сейчас, как правило, проводит совсем другие ценности, не те, которые устанавливает вдумчивая семья. И поскольку с этим невозможно не согласиться, то очевидной становится необходимость родителей усилить старания по формированию в детях способности свои решения взвешивать, оценивать последствия намеченных шагов. Золотая середина не так сложна в достижении, если с ранних лет настойчиво, как чистить зубы, приучать детей рассматривать и взвешивать плюсы и минусы последствий своих выборов, лучшие и худшие исходы. Насколько это реально и нужно, легко представить, приведя в пример аналитиков бизнеса, ту науку и то усердие, к которым они прибегают для успеха и прибыли. Заинтересованность в материальной выгоде понятна, просчет рисков никого не удивит. Точно так же должно не удивлять человека предложение просчитать вероятности последующих после его выбора шагов в мире нематериальном. И конечно же, для того, чтобы приучать к такому мышлению детей, взрослым надо освоить его самим. Начать же можно с того, как мы принимаем решения.

Мы снова вспоминаем на семинаре одну из наших ведущих фраз. Чтобы все упорядочилось нужна любимая картинка. Напомню, касательно других — детей, партнеров — это означает бессмысленность нотаций или вычитывания претензий в разъяренном состоянии, к чему склонно большинство людей. Когда человек обижен, ожесточен, расстроен, уязвлен, испуган — он доводов не воспримет. Если вы хотите, чтобы вас услышали, создайте приятную атмосферу, потерпите, пока улягутся страсти с обеих сторон, убедитесь, что партнер по происшествию расслаблен. Иногда я напоминаю, что в спазме трудно чему-то проникнуть внутрь, а вот в расслабленном состоянии запросто. Это касается предметов и точно так же касается информации. Сделайте, чтобы было приятно или хотя бы спокойно и тогда попробуйте объяснить. Если ваша цель быть услышанным, особенно если вы имеете дело с дорогими людьми, придется позаботиться и о форме тоже. И все это я к тому, что так же важно создать любимую картинку, оставаясь наедине с самим собой. Принимать серьезное решение никогда не стоит в ожесточении, в обиде, в злости. Известная поговорка «отморожу пальчик, пусть мамке будет плохо» как раз о таких состояниях. Не делать выводов в эмоциях — к этому тоже стоит как можно раньше начинать приучать детей.
— Ты сейчас рассержен, отложи решение, ты станешь сильным, если научишься переключать себя в таком состоянии и уже успокоенным возвращаться к обдумыванию.
— Я знаю, как тебе обидно сейчас, давай поедем кататься на велосипедах, чтобы сбросить пар, а позже на эту тему поговорим.
И вот неплохой пример того, как можно вести себя в одной из неблагополучных ситуаций, приводит уже известный нам врач психотерапевт Андрей Курпатов.

Конечно, тут явно присутствует чувство юмора и некоторый взгляд свысока. Мы не ровня нашим детям, и об этом подробно говорим на семинаре «Главные ошибки хороших родителей». Чувство юмора спасительно, дети чувствуют его и воспринимают, как самообладание, если, конечно, наша заинтересованность не поддельная. Мне нравится, как Деклер Джоан сравнивает деятельность успешного родителя с функциями тренера: «воспитание требует значительного вовлечения и терпения, по сути, оно почти не отличается от работы любого тренера. Если хотите, чтобы ваш ребенок преуспел в бейсболе, вы не отказываетесь от игры, а выходите во двор и начинаете его тренировать. Точно так же, если хотите, чтобы ваш ребенок справлялся с чувствами, стрессом и развивал здоровые отношения, вы не должны закрываться или игнорировать выражение отрицательных эмоций; вы должны найти с ним общий язык и направлять его». Позицию тренера желательно занять как можно раньше и не покидать ее. На каждом этапе совместной жизни у родителя-тренера будет так много задач, которые решить необходимо, так много навыков, которые желательно ребенку привить, что такой родитель не сможет подпасть под искушение поиграть с ребенком в ровню. Или ты тренер и прививаешь жизненно-важные умения, или ты якобы ровня, и тогда тебе будут противостоять по законам стаи, в которой должен быть вожак. Если родитель отказывается быть вожаком, ребенок вынужден стремиться занять свободное место. Я не завидую детям, чьи родители сложили с себя обязанность возглавлять «стаю». Эти дети очень неуверенно себя чувствуют на земле, хоть и выглядят достаточно наглыми сопротивленцами. Самая лучшая роль, которую может занять родитель, это роль тренера — дружественного умельца, в разы превосходящего по возможностям ребенка, которого он обучает. Рядом с таким родителем ребенок чувствует себя в безопасности, а это в детском развитии дорогого стоит.  Кстати, целесообразно остаться в этой позиции и относительно самого себя, правда, акценты тут будут несколько смещены. Если что-то произошло, и вы впали в эмоции, проконтролируйте себя и не принимайте внезапных решений. Надо остыть и дождаться расслабления, чтобы другие мысли смогли проникнуть внутрь вас. Тогда возможно мы сумеем приблизиться к той самой золотой середине, которая всегда есть наш выигрыш и наша удача. А завершу я сегодняшний обзор коротким видео со словами Садхгуру, на которого уже ссылалась. Это о том же, о золотой середине, о взвешенности решений и о том, как замечательно устроено, что сбываются не все наши мечты.

Конечно, сказанное не означает, что не стоит мечтать, да и что это за жизнь  без планов и, тем более, мечты. Но навык к взвешиванию решений и усреднению желаний по принципу золотой середины бесценен как для нервной системы, стрессоустойчивости человека, так и для его судьбы в целом, потому что закон перехода количества в качество работает в прямой пропорции только до определенной отметки, которая как раз на этой самой условной середине и расположена. Все, что свыше, начинает работать против человека, и если мы беспристрастно посмотрим на судьбы известных нам людей, эта закономерность не скроется от нас. Мы окажем бесценную помощь самим себе, если не отмахнемся от необходимости работать над навыком золотой середины, а нашим детям в эпоху стремительно возрастающих возможностей мира потребления — поистине неоценимую.

По следующей ссылке вы можете прочесть ознакомительный фрагмент книги Джоан Деклер и Джона Готтмана «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей». Я предлагаю его использовать не столько для последования, сколько для расширения кругозора и размышлений, и напоминаю, что любая попытка «загнать человека в таблицу» имеет множество погрешностей, поэтому там, где мы имеем дело с тестами, необходимость мыслить самостоятельно возрастает в разы.

Восстановить свой организм после травм, привести в порядок нервную систему, наладить сон и открыть в себе новые возможности, а также ослабить напряжение в ваших детях, подравнять их осанку, гармонизировать их и уравновесить вам поможет остеопатия, а записаться на прием к специалисту вы можете, зайдя на сайт Дмитрий Гайкалов.

И мы продолжим наши обзоры через неделю. Вы можете  своевременно получать статьи с продолжением темы, оформив подписку внизу страницы, на которую попадете по этой ссылке.

А здесь представлен короткий отчет БФ «Наша семья» о второй встрече нашего цикла семинаров.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты