Вот перед вами уверенный в себе педагог, владелец и основатель школы модного демократического направления. Он сидит в непринужденной позе и рассказывает вам, что дети в его школе совершенно свободны, что они занимаются, когда хотят, что их никто ни к чему не принуждает, и что только так вырастают свободные раскованные личности, готовые к прекрасному успешному будущему.
Но, во-первых: прекрасное будущее нам уже обещали. Помните коммунизм? Он должен был быть пиком демократии. Неужели большинство снова повелось на то же самое?
Во-вторых, наше настоящее мало напоминает хотя бы тенденцию свободы. Наоборот. Все идет к тому, что мы становимся все более подневольными и загнанными в рамки, причем, по всей земле. Отследите и вы этот тотальный контроль. Надо осознать, в каком мире придется детям жить, проговорить это, послушать как звучит. Может тогда станет понятнее, чему учить детей.
И третье, главное. Вы верите в то, что не организованные никем дети могут сами хорошо учиться, вовремя приходить на занятия, соблюдать правила общественных мест, которые обязательно существуют в цивилизованном обществе. Что они таковы потому, что их перестали ограничивать и дали им свободы. Но вспомните “Повелителя мух”.
Вместо того, чтобы сказать себе, что чудес не бывает, и заняться детьми плотнее, многие взрослые вообще перестают управлять своими детьми.
Пора снимать розовые очки.
Этот педагог, который вам так понравился, – блестящий манипулятор, и я не говорю, что это плохо.
Он умеет так организовать детей, что они идут за ним без приказов, как мышки за дудочкой Нильса, как приплясывающие дети за флейтой учителя в фильме «Окно в Париж».
И в его школе железная дисциплина, поверьте. Потому что он харизмат, он блеснет глазами, и дети делают все, что нужно, как будто это решили они сами, а не он все так ловко устроил. Он не будет носиться с правдой, добывать ее у детей. Такая правда ему сто лет не нужна, потому что он сам свою правду творит.
Поэтому и такие показатели прекрасные, что этот педагог умеет так вложиться в ваших детей, так «станцевать» их , что дети сами, с радостью и да, без принуждения, идут за ним. Очень повезло, если он ваших детей принял. Но не слушайте его объяснений и думайте о том, как быть, если его вдруг не станет. Не расслабляйтесь, пока он рулит, учитесь у него. Учитесь тому, о чем он вам не рассказал.
Не бросайте управление вашими детьми, не верьте пустым обещаниям. Не думайте, что ничего не вкладывать в детей, оборвать традиции и не передавать опыт – лучшее достижение мысли человечества.
Можно, конечно, найти блестящих педагогов, просто надо помнить, что у ваших детей появится прекрасный вожак. И это не вы.
Решите, кем вы хотите стать для ваших детей.